Главная     
 
Главная
Мошенничество
Страхование памятников
Договор добров. страхования
Заявление для ФЛ
Противодействие мошенничеству
Система работ по мошенничеству
Признаки мошенничества
Предложение о сотрудничестве
Страхование мебели
Страхование имущества предпр.
Памятка действий при ДТП
Памятка документы ОСАГО
Памятка по ПВУ

 

Страхование - информационный сайт

 

Противодействие страховому мошенничеству

Методические рекомендации по предупреждению фактов страхового мошенничества при работе с бланками строгой отчетности.

Основные направления мошеннических действий с БСО

1. Мошеннические действия, связанные с внесением в БСО заведомо неверных данных, или данных, позволяющих страховому представителю извлечь личную выгоду в ущерб Компании.

1.1.Оформление договора (полиса) и квитанции о получении страховой премии после страхового события

Основной признак возможного совершения страхового мошенничества по этой схеме:

  • совершение страхового события спустя непродолжительное время (от нескольких часов до нескольких дней) после начала ответственности страховщика по договору; серьезные недостатки и нарушения, допущенные представителями страховщика на стадии подготовки договора к заключению (при осмотре и описании объекта страхования; при отсутствии фотографий в случае, если фотографирование обязательно; и т.п.).
  • оформление ответственности страховщика только по одному риску, по которому и заявлен убыток.

Основным методом противодействия мошенничеству, основанному на оформлении полиса страхования и квитанции на получения взноса «задним числом», является установление в филиале такого порядка, в соответствии с которым:

  • - выдача квитанций в работу страховым представителям осуществляется в строгой последовательности их нумерации в пределах определенной партии квитанций, выдаваемой в работу;
  • - использование квитанций в работе осуществляется в строгой последовательности с их нумерацией.

Следует учитывать, что реализация описываемой схемы мошенничества возможна только в сговоре страхователя со страховым представителем.

1.2. На экземплярах полисов и квитанций, идущих в бухгалтерию филиала, указываются меньшие размеры страховых премий, чем получены со страхователя.

Первая схема. Страхователю выписывается страховой полис и квитанция о приеме страхового взноса с повышенной ставкой страховой премии по отношению к тарифам, согласованным с Головной Компанией.

Первые экземпляры полиса и квитанции выдаются на руки страхователю. В случаях, когда страхуется залоговое имущество банка, на руки клиенту иногда выдаются оба экземпляра полиса и квитанции, одни экземпляры из которых – для передачи в банк.

В филиал же сдаются копии другого полиса и квитанции с заполненными полями (дата заключения, страхователь, срок действия, объекты страхования, страховая сумма и т.д.), совпадающими с полисом и квитанцией, выданными клиенту, за исключением суммы страховой премии, которая указывается в меньшем размере, чем фактически была принята от клиента.

При этом полис и квитанция, выданные клиенту, заявляются филиалу в качестве утерянных.

Вторая схема. На вторых самокопирующихся экземплярах полиса и квитанции, идущих в филиал, проставляется меньшая сумма страховой премии, чем указывается на первых экземплярах, идущих страхователю. Соответственно этому, меньший размер страховой премии сдается в кассу филиала.

В среде страховщиков эта схема условно именуется «оформлением БСО через прокладку».

Очевидно, что факт совершения мошенничества по этой схеме вскрывается, в основном, при наступлении страхового события. Поэтому этот способ применяется при заключении договоров, риск страхового случая по которым невелик.

При «масштабной» работе мошенников по первой из приведенных выше схем, должно также настораживать и служить основанием для проведения служебной проверки большое количество БСО, заявленных как утерянные.

Следует особо отметить, что мошенники, работая по описанным выше схемам мошенничества, зачастую используют и самый примитивный способ, заключающийся во внесении исправлений в ранее заполненные БСО. Корректировки делаются как простым исправлением ранее вписанных дат и размеров страховых взносов, так и путем удаления ранее нанесенных данных посредством подчисток, химических вытравлений и т.п. документы, оформленные на БСО, являются первичными учетными документами, к оформлению которых предъявляются жесткие требования. Так, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 31.03.05 г. № 171, БСО должны заполняться четко и разборчиво с использованием копировальной или самокопировальной бумаги либо без нее, если копии не предусмотрены. Подчистки, поправки и исправления на бланках не допускаются. Испорченные или неправильно заполненные бланки не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, когда они были выписаны.

БСО с исправлениями будут признаны испорченными. Комиссионное вознаграждение по договорам, оформленным на таких БСО, выплачиваться не будет, по каждому случаю внесения исправлений в БСО по заключенным договорам будут проводиться служебные проверки.

1.3. Мошеннические действия, связанные с внесением в БСО данных, позволяющих страховому представителю извлечь личную выгоду в ущерб Страховой Компании.

Первая схема. Размер премии, начисляемый и уплачиваемый по договору страхования значительно меньше, чем предусмотрен тарифным руководством и был бы рассчитан при квалифицированном анализе степени риска.

Данная схема мошенничества может быть реализована только в условиях сговора страхового представителя со страхователем. Мотивацией для страхового представителя могут служить следующие варианты:

  • - страховой представитель действует в интересах страхователя, являющегося его родственником, знакомым и т.п.;
  • - разница между страховой премией, предусмотренной тарифным руководством, и фактически начисленной премией делится между страховым представителем и страхователем.

Вторая схема. Размер премии, начисленной и уплаченной по договору страхования, значительно больше, чем предусмотрен тарифным руководством и был бы рассчитан при квалифицированном анализе степени риска. При этом, страховой представитель сознательно завышает тариф с целью получения большего КВ.

На первый взгляд в данном случае нет противоречий с интересами Компании. Однако, подобного рода тарификация может отпугнуть большое количество потенциальных страхователей, которые предпочтут заключить договоры страхования с другими компаниями.

2. Мошенничество с использованием БСО, ложно заявленных как испорченные.

В ходе проверок филиалов постоянно приходится сталкиваться со случаями, когда правильно и в полном объеме заполненные полисы страхования и квитанции о получении страховой премии, на которых имеются подписи страхователей, сдаются в филиал как испорченные после истечения указанного на них срока ответственности страховщика.

В качестве основного объяснения причин, по которым такого рода полисы и квитанции попали в разряд испорченных: страхователь в последний момент передумал заключать договор или попросил небольшую отсрочку на внесение взноса, но так и не пришел оплатить его.

Длительные сроки не сдачи испорченных полисов в филиал объясняются, как правило, отсутствием контроля за отчетностью страховых представителей по использованию БСО.

Первая схема. Суть ее состоит в том, что полис выписывается страхователю для совершения какого либо конкретного действия. Например, автовладельцу, для регистрации его ТС в МРЭО ГИБДД, выписывается полис страхования ОСАГО, который после прохождения регистрации сдается в филиал как испорченный.

Поэтому, в среде страховщиков эта схема условно именуется как «полис на прокат».

Очевидно, что при соответствующем запросе в МРЭО ГИБДД может быть установлено, проходило ли данное ТС регистрацию, и какой полис при этом предъявлялся.

Вторая схема. Мошенники из числа страховых представителей, работающие по данной схеме, используют следующий метод. В случае не наступления страхового события в течение срока действия договора страхования и по истечении этого срока, мошенники сдают правильно оформленные БСО в филиал в качестве испорченных, а ранее полученные страховые взносы присваивают.

Наиболее эффективно эта схема действует в том случае, когда страховой представитель действует в сговоре со страхователем. В таких условиях страховой представитель имеет возможность:

  • - при наступлении страхового события, своевременно, из первых рук (т.е. от самого страхователя) узнать об этом и сразу же представить в филиал заполненные БСО и страховые взносы. При этом ему остается лишь подобрать правдоподобные аргументы для оправдания задержки сдачи БСО и премий;
  • - в случае не наступления страхового события, сдать в филиал все экземпляры БСО. Причем, если этот сговор произошел еще до заключения договора страхования, имеются дополнительные возможности:
    а). сдать оба экземпляра БСО в не раскрепленном друг от друга виде; б). держать БСО в период действия договора Страхования незаполненными и придать БСО испорченный вид непосредственно перед их сдачей в филиал путем отражения в БСО неполных данных, либо данных с исправлениями.

В случае, если сговора со страхователем нет, страховой представитель вынужден выманить у страхователя под различным предлогом первые экземпляры БСО, в противном случае - ограничиться сдачей в филиал только вторых экземпляров БСО, надеясь, что этого никто не заметит.

3. Мошеннические действия, связанные с неправомерным использованием фиктивно утерянных БСО.

Направления использования мошенниками фиктивно утерянных полисов весьма разнообразны.

Полисы ОСАГО чаще всего используются на продажу.

Имеют место примеры, когда фиктивно утерянные БСО используются для решения конкретных личных задач (решении вопроса о получении кредита, при страховании собственных ТС).

Но чаще всего фиктивную утерю полисов мошенники используют при совершении мошеннических действий с «короткими полисами» по методу, описанному в п. 3 данного раздела (вторая схема мошеннических действий).

Следует учитывать, что страховые премии по «коротким полисам» не велики. Поэтому сговор со страхователями здесь не практикуется. Следовательно, страховой представитель-мошенник вынужден:

  • - сдавать в филиал как испорченные только вторые экземпляры БСО, на что он как правило не идет, поскольку при большом количестве таких испорченных БСО это привлечет внимание;
  • - заявлять БСО как утерянные.

С учетом этих нюансов, мошенники предпочитают заявлять полисы как утерянные.

4. Мошеннические действия, связанные с неправомерным использованием фактически утраченных БСО.

В принципе возможны три варианта фактической утраты БСО:

  • а) похищены в результате противоправных действий третьих лиц;
  • б) фактически утеряны по вине страхового представителя;
  • в) уничтожены агрессивной средой (огнем, водой, химическими веществами).

Принципиальным моментом здесь служит то, что изначально предполагается, что БСО уже утрачены для филиала, но еще не задействованы их незаконными владельцами для осуществления мошеннических действий: реализации полисов, получения по квитанциям и присвоения страховых премий; использования полисов для иных целей, например, получения кредитов, постановки ТС на учет и т.п.

5. Мошеннические действия, обусловленные невнесением страховых премий в кассу или на расчетный счет филиала, по договорам, по которым заявлен убыток, либо произведена выплата страхового возмещения.

Невнесение в кассу или на расчетный счет филиала страховых премий по договорам, по которым заявлен убыток, либо произведена выплата страхового возмещения, – достаточно серьезный признак совершения мошенничества.

Причины, по которым в кассу (или на расчетный счет) филиала не поступили страховые премии по договорам, по которым заявлен убыток, либо произведены выплаты страхового возмещения, могут быть различны:

  • - техническими ошибками при вводе информации в БД, особенно данных о ранее поступивших премиях при замене полисов на новые. Такие ошибки возникают, когда начисление премий и их поступление в кассу или на расчетный счет филиала производятся по первоначально выданным полисам, а выплаты в связи с наступлением страховых случаев или расторжением договоров производятся по новым полисам;
  • - выдачей по одному договору нескольких полисов с одновременным введением в БД как самого договора, так и полисов, с последующим отнесением поступления взносов – на счет полиса, а выплат возмещения - на счет договора;
  • - несвоевременным вводом договоров в БД или длительным нахождением поступивших премий на невыясненных счетах;
  • - несоблюдением требований «Регламента работы с дебиторской задолженностью страхователей по оплате страховых премий;
  • - «политическими решениями» руководства филиала об отсрочке платежей для корпоративных или VIP-клиентов.

Основаниями для проверки, как правило, служат две ситуации:

  • 1. Страхователь после страхового события представил в филиал все необходимые документы, подтверждающие факт заключения договора и своевременность оплаты страховой премии, в то же время договор в БД отсутствует и в филиале нет никаких документов по нему;
  • 2. Страховое возмещение выплачено, договор в БД введен, однако страховая премия по нему не поступала.

6. Мошеннические действия, обусловленные несвоевременной сдачей страховых премий в кассу или на расчетный счет филиала.

По всем выявленным фактам несвоевременного внесения премий в кассу или их перечисления на расчетный счет филиала, особенно по договорам с коротким сроком ответственности по ним, руководству филиала необходимо назначать служебные проверки на предмет выявления возможных фактов страхового мошенничества.

Это обусловлено тем, что взносы могли не поступить в филиал при не наступлении страхового случая, а БСО при этом могли быть заявлены как утраченные, либо предъявлены как испорченные.

2-й вариант. Страхователь сделал взнос после страхового случая. Здесь также возможны две различные ситуации:

2.1. Страхователь – крупный корпоративный клиент, и руководство филиала считает , что произведенная выплата сохранит для Компании этого клиента, что в результате повлияет на развитие бизнеса Компании в регионе;

2.2. Имеет место факт страхового мошенничества со стороны страхователя в сговоре с работниками филиала.

Управлением противодействия страховому мошенничеству разработан алгоритм проведения служебных проверок по всем вышеописанным способам мошеннических действий с БСО.


Copyright © 2013 All right reserved
Фильтры очистки масла, воздушные фильтры для автомобилей . Сайт компании экофил. новые поступления